По данным «ВымпелКома», число китайских смартфонов в России превысило количество устройств других производителей. Потребители, покупающие первый смартфон, в условиях кризиса выбирают бюджетные модели, объясняют эксперты.
Китай наступил.
В начале августа количество абонентов оператора «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), пользующихся смартфонами китайских брендов, превысило 30% от общего числа абонентов оператора, использующих смартфоны. Это следует из дата-анализа, проведенного «ВымпелКомом», рассказал представитель оператора. Данные о долях остальных категорий брендов в компании не раскрыли, уточнив лишь, что их доли меньше. Отрыв китайских брендов от производителей из других стран особенно ярко выражен в регионах, говорят в «ВымпелКоме». В Москве по-прежнему большинство (23%) абонентов-владельцев смартфонов пользуется продукцией Apple, но и в столице доля китайских брендов уже составляет 20%.
По данным IDC, во 2-ом квартале 2015 г. самым популярным китайским брендом телефонов на российском рынке стал Huaweiс долей 29,9% в объеме поставок в физическом выражении. Второе место занял Xiaomi (17,9%), третье — Lenovo (16,2%).
Популярность китайских смартфонов представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева связывает с ростом доверия потребителей к китайским производителям: их продукцию уже не воспринимают как телефон, который сломается через пару дней, хотя восприятие их как дешевых осталось. На практике некоторые китайские смартфоны попадают в категорию премиальных и на российском рынке могут стоить до 40 тыс. руб. Но на статистику, полученную «ВымпелКомом», это не сильно влияет: «значительная часть» китайских смартфонов на руках у клиентов относится к недорогим моделям (до 5 тыс. руб.).
Китайский премиум.
Этим летом на российский рынок вышел один из самых ожидаемых китайских производителей мобильных устройств — Xiaomi , который западная пресса любит называть «китайским Apple». В третьем квартале 2014 г. Xiaomi стал третьим в мире по продажам производителем смартфонов после Samsung и Apple, по данным исследования Strategy Analytics. В 2014 г. Xiaomi увеличила продажи смартфонов более чем вдвое, до 74,3 млрд юаней ($11,6 млрд). В 2015 г. производитель рассчитывает увеличить продажи смартфонов на 30%, до 80–100 млн штук. Ожидается, что выручка компании превысит 100 млрд юаней ($16 млрд).
В России бренд официально появился летом 2015 г., когда компания «Марвел-Дистрибуция» стала первым в стране официальным продавцом планшетов Xiaomi. В августе китайская торговая площадка JD.com, которая в начале лета официально пришла в Россию, начала продажи смартфонов Xiaomi в России, пока через JD.com можно заказать только одну модель производителя — Mi4.
Данные «ВымпелКома» подтверждают конкуренты по «большой тройке» и продавцы устройств «Связной» и «Евросеть». Представитель МТС сообщила, что анализ трафика оператора позволяет говорить о снижении популярности таких брендов, как SonyEricsson, Nokia, HTC, а максимальную динамику демонстрируют устройства из сегмента «другие» (в классификации оператора в него входят бренды Fly, Lenovo, Huawei и большинство других китайских брендов). В сети МТС на долю этих устройств уже на конец 3-го квартала 2014 г. приходилось 24% трафика по сравнению с 14% годом ранее (более актуальной статистики в МТС не предоставили). Представитель «МегаФона» Татьяна Зверева говорит, что в компании не проводили дата-анализа абонентов в разрезе производителей, но обращает внимание на то, что у пользователей набирают популярность новые для России производители смартфонов: китайские ZTE (начала продажи смартфонов на российском рынке в 2012 г.), Lenovo и индийская Micromax (компания пришла в Россию в прошлом году), Fly (в 2014 г. даже потеснил в физическом выражении iPhone). По данным за июль 2015 г., в число самых продаваемых в рознице «МегаФона» производителей входят, помимо Apple, Samsung и Nokia, бренды Lenovo и Fly.
Драйверы роста.
Представители операторов и ритейлеров соглашаются в том, что российские пользователи постепенно переходят на смартфоны, но предпочитают не переплачивать. Для большей части клиентов китайские смартфоны становятся первыми моделями и, оценив преимущества смартфона и привыкнув к мобильному интернету, со временем они переходят на более дорогие модели смартфонов, говорит представитель «Вымпелкома». По словам пресс-секретаря «Связного» Марии Заикиной, за свой первый смартфон покупатели, как правило, не готовы платить 10–20 тыс. руб., поскольку цена обычного телефона, которым они до этого пользовались, не превышала нескольких тысяч рублей. Для такой категории покупателей бюджетные модели становятся выходом из ситуации. Согласно данным представителя «Связного, по итогам первого полугодия 2015 г. почти каждый четвертый проданный в России смартфон укладывался в стоимостной диапазон 5–7,5 тыс. руб.
Источник: по материалам РБК: